«Школа не
должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок
продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его
жизни постепенно и не ошеломляется лавиной впечатлений» -так писал В. А. Сухомлинский.
21 февраля в МОУ « Амвросиевская
школа №4» прошёл круглый стол по проблемам преемственности между начальной
школой и средним звеном по теме «Создание условий успешной адаптации
учащихся в 5-х классах».
В работе круглого стола приняли
участие: методисты методического кабинета управления образования администрации
Амвросиевского района Козлова Л.Ф., Борисова А.А., Чугуева Г.В. учителя
начальной школы и классные руководители 5-х классов городских школ №2, №5,
№6. , директор школы Сидоренко Т.В. , заместитель
директора школы по ВР Мачула Н.В.
учителя начальной школы
Голосиенко Е.А., Лыгина С.В., Андрощук И.Н., учителя основной школы
Самойленко Т.Л., Водолазская Е.Ф.,
психолог школы Петросян Н.В.
Открывая данное мероприятие Любовь Федоровна Козлова
поделилась своим видением того, какие трудности возникают у детей начальной
школы при переходе в 5-й класс. Поступление в пятый класс – трудный и
ответственный этап в жизни каждого школьника, так как в этот период осуществляется
переход к новому образу жизни, новым условиям деятельности, новым
взаимоотношениям со сверстниками и учителями. Для многих детей, обучавшихся
первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными
требованиями и разным стилем общения является ярким внешним показателем их
взросления. Перед пятиклассником ставятся задачи нового, по сравнению с
начальной школой, уровня, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю
дальнейшую школьную жизнь.
В своем выступлении директор
школы Сидоренко Т.В. подчеркнула: пока ребенок решает, как выстроить
модель своего поведения на каждом уроке, он может попасть в число
неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом
без соответствия с реальными возможностями. Учитель начальной школы,
выпустив своих детей в основную школу, знает, какой образовательный потенциал
каждый ребенок накопил для дальнейшего роста. Принимая новый класс в основной
школе, учитель – предметник приходит на урок из более старших классов и видит
своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными
и не слишком образованными. А если еще он переносит методы обучения и формы
взаимодействия со старшими классами на подростка, а они по многим своим
психологическим особенностям еще младшие школьники и поэтому не могут
справиться с этими необычными для них способами обучения.
Исходя из этого, в работе с
учениками 5 классов необходимо сохранить и развить основные способы и формы
организации образовательного процесса начальной школы, осуществлять поиск новых
форм работы, позволяющих решать задачи развития учащихся, учитывая их
критический возрастной этап. Стремиться к созданию эмоциональной обстановки в
классе, близкой к начальной школе (доверительность, искренность, мягкость,
оптимизм, возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить). В
связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов
становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования,
актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных
учебных действий. Важнейшей задачей современной системы образования является
формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих
«умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию
путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не
только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках
отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как
производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они
формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями
самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и
характером видов универсальных действий.
Психолог школы Петросян Н.В.
остановилась на следующем: необходимо
добиваться сохранения качественного уровня выполнения образовательных
стандартов выпускниками начальных классов в средней школе за счёт введения
активных методов обучения в начальной школе и использования различных
педагогических технологий в средней школе за счёт расширения образовательного
пространства и систематического взаимопосещения уроков в начальной школе и в 5
классе средней школы учителями начальных классов и учителями-предметниками.
Главное не в том, чтобы приспособить ребенка к ситуации обучения в средней
школе, а в том, чтобы обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его
психологическое благополучие. Стандарты задают качественно новое представление о
том, каким должно быть содержание начального образования и его
образовательный результат. В связи с этим меняются содержание и способы
оценки результата образования. Теперь результативность складывается из
единого комплекса показателей, описывающих знаниевые, метапредметные и
даже личностные достижения ребенка. С целью отслеживания процессов развития и
формирования метапредметных УУД учащихся 1- 4 классов и для проектирования и
своевременной корректировки учебного процесса учителями и психологом школы проводятся
различные мониторинги. Нина Владимировна остановилась на динамике развития
учащихся 5-х классов. По результатам диагностики проведена
беседа с родителями по поводу выявления и дальнейшего развития способностей
детей. Родителям предлагалось решить, какие секции, кружки нужны их ребенку, в
каких проектах, конкурсах необходимо принимать участие. Получаемая в ходе
психолого педагогического мониторинга информация, является основанием выявления
индивидуальной динамики качества развития обучающегося. Она необходима для
осуществления коррекции при выявлении проблем, а также для совместной работы с
родителями по составлению индивидуального маршрута развития детей. В заключении
Нина Владимировна сказала, что четкая, целенаправленная, организованная система
в большей степени способствует достижению желаемого результата – портрета
выпускника, представленного новыми образовательными стандартами.
Участники круглого стола посетили
уроки учителей школы: урок русского
языка в 4-б классе – учитель Андрощук И.Н. , урок математики в 5-а классе
учитель Водолазская Е.Ф., урок русского языка в 5-б классе учитель Самойленко Т.Л. Далее состоялось
обсуждение уроков и подведение итогов
мероприятия. В обсуждении приняли
участие все участники круглого стола.
Козлова Л.Ф. – подчеркнула.: в широком
значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е.
способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного
и активного присвоения нового социального опыта. Они включают в себя
личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные
действия. В сфере личностных УУД выделяются внутренняя позиция
обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и
познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение,
способность к моральной децентрации.
Борисова А.А. в своём выступлении
предложила рассмотреть структуру современного урока, который формировал бы не
только предметные, но и метапредметные результаты. Перед участниками были
поставлены некоторые проблемы: какие формы организации деятельности стоит
применять? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Как спроектировать
урок, который отвечал бы требованиям ГОС?
В своем выступлении Чугуева Г.В. поделилась опытом своей работы по
проектированию урока в рамках системно-деятельностного подхода. Подробно
остановилась на этапах мотивации и целеполагания, открытия детьми новых знаний,
первичного закрепления, самостоятельной работы с проверкой в классе,
самооценки, рефлексии, домашнего задания. Закончила своё выступление словами
Уильяма Уорда «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Чтобы быть
настоящим учителем, мало уметь объяснить, рассказать, показать, нужно
организовать свою деятельность и деятельность учащихся так, чтобы вдохновить
учащихся к открытиям, к исследованиям, что как раз и раскрывает сущность
системно-деятельностного подхода.
В дискуссиях, развернувшихся на
круглом столе, активное участие приняли педагоги школы: Голосиенко Е.А.,
Андрощук И.Н., Лыгина С.В. . в своих выступлениях дали оценку
подготовленности учащихся 4-х классов к
обучению в 5-х классах, предложили участникам круглого стола развернутую
характеристику своего класса, высказали некоторые пожелания, обозначили
проблемы, на которые стоит обратить внимание, учителям, работающим в 5-х
классах. В рамках круглого стола учителя старших классов и учителя
начальной школы обсудили проблемы преемственности.
Участники круглого стола
сошлись во мнении, что тема круглого стола позволяет поставить и обсудить ряд
чрезвычайно важных и острых проблем, касающихся успешной адаптации учащихся
начальной школы, перешедшими в 5-й класс.
В заключительном слове директора
школы Сидоренко Т.В. было обращено
внимание на необходимость создания условий, способствующих успешной адаптации
пятиклассников, а именно:
выработке единых требований
учителями-предметниками;
в нормировании учебной
нагрузки в соответствии с программой;
осуществление тесной связи с
родителями;
в трудных ситуациях обращаться
за помощью к психологу;
в предоставлении учащимся
возможности реализовать свои потребности в успехе, признании, самовыражении.
Татьяна Васильевна призвала
собравшихся сохранять традиции хорошего качества знаний и помогать друг другу в
решении стоящих перед всеми задач по успешной адаптации пятиклассников.
Районный семинар прошел в деловой
обстановке и имел большую практическую значимость.