Ни один выбор в нашей жизни не совершается
абсолютно самостоятельно, независимо ни от кого. Мы живем в обществе, а не в
изолированном пространстве. Принимая любое решение, мы советуемся с кем-то,
вспоминаем опыт наших близких, знакомых, их поведение в похожей ситуации,
анализируем наши возможности, обстоятельства, складывающиеся в нашей жизни.
Выбор профессии – не исключение. На него также влияет множество факторов.
Главная задача выбирающего при этом – тщательно проанализировать все эти
факторы и принять грамотное, самостоятельное решение.
Человек более
успешен в той деятельности, которая ему интересна. Поэтому, выбирая профессию,
нужно обратить внимание на то, чем нравится заниматься, что доставляет
удовольствие. Кроме этого необходимо определить свои способности, выявить
притязания (предпочтения).
Поэтому, чтобы помочь выпускникам принять грамотное,
самостоятельное решение в выборе профессии, в Амвросиевской общеобразовательной
школе I-III ступеней № 4 были проведены занятия по
профориентационной работе с использованием тренинговых упражнений.
Цель данного мероприятия - развитие
у школьников психологической готовности к выбору, профессиональному и
личностному самоопределению. Занятия с обучающимися 9.11 классов провела
методист-психолог методического кабинета управления образования администрации
Амвросиевского района Нина Владимировна Петросян.
Профориетационное мероприятие проходило в два этапа: первый этап –
психологическое тестирование; второй этап – практическая часть: тренинговые
упражнения.
На протяжении первого этапа со школьниками
была проведена психологическая диагностика. Ребята смогли узнать, какой тип
темперамента у них является доминирующим, и какие его черты нужно учитывать при
выборе профессии. Также школьники ответили на вопросы Дифференциально - диагностического
опросника(ДДО). Благодаря опроснику выпускники смогли определить, к какой профессиональной сфере они
испытывают склонность, проявляют интерес и насколько выражена их
профессиональная направленность в настоящее время. Как показало тестирование,
многие из выпускников уже определились с будущей профессией и их личностные
характеристики соответствуют выбору. Первый этап профориентационной работы
закончился обсуждение. Каждый из присутствующих смог поделиться своим мнением,
и сделать предварительные выводы о выборе своей профессии, учитывая результаты
тестирования.
Практическая часть мероприятия началось с
упражнения «Расслабленное дыхание». Ребятам
было предложено спокойно подышать примерно пару минут, и обратить внимание на
то, как выполняется дыхание. Это упражнение позволило всем успокоиться и прийти
в работоспособное состояние.
После этого было проведено тренинговое упражнения «Знакомство». Участники по кругу называли свое имя,
понравившуюся профессию, а так же отмечали одно из своих позитивных качеств,
которое, на их взгляд, поможет реализоваться в будущей профессии. Упражнение
проходило на эмоциональном подъеме. Ребята настолько вошли в азарт, что смогли
отметить в себе не одно, а сразу множество позитивных качеств.
Мероприятие по профориентации продолжилось упражнением «Отгадай
профессию». Выпускники школы разбились на две команды. Одна из команд
загадывала профессию и невербально изображали ее, а члены другой команды -
угадывали. Ребята старались загадать профессии, которые сложно было бы
отгадать: дизайнер, сотрудник ГАИ, кинолог и даже такую хмурую профессию, как
патологоанат. Во время проведения данного тренингового упражнения, у присутствующих
появилось веселое настроение. Ведь представляя профессии невербально, ребятам
приходилось проявлять смекалку, побороть стеснение и страх выглядеть смешными.
Следующее упражнение «Поступь профессионала» позволило школьникам
лучше понять обобщенные образы представителей разных профессий и соотнести их с
представлениями о собственном Я-образе. Ребятам необходимо было в веселой форме
смоделировать некоторые типичные черты и особенности поведения тех или иных
профессионалов.
Игра проходила оживленно и весело, хотя столь простое на первый
взгляд задание - пройтись по классу под взглядами своих одноклассников - для
некоторых оказалось непростым испытанием. Поэтому, каждый отнесся с понимаем к
тем учащимся, которые отказались участвовать в упражнении, но стали активными
наблюдателями.
Комплексное мероприятие закончилось подведением итогов. Каждый из
присутствующих поделился своими впечатлениями, сделал краткий вывод своей и
групповой работы.
Важно отметить, что те ребята, которым трудно было сделать выбор между
двумя профессиями, после проведенной работы смогли определиться со своими
предпочтениями.