четверг, 16 июня 2016 г.

Акция « Тот самый длинный день в году»


Война…Она ворвалась в судьбы наших соотечественников 22 июня 1941 года. И каждому современнику этого события тот день запомнился по - своему. Что именно врезалось в их память, рассказывают здесь представители старшего поколения наших земляков. 

Юнармейцами военно-патриотического клуба
 « Витязь» проведена Акция « Тот самый длинный день в году» . По крупицам они собирали материалы , расспрашивая очевидцев о первом дне Великой Отечественной войны.

 Вспоминает участник боевых действий,
ветеран Великой Отечественной войны
Николай Фадеевич Шумидуб.

Все чаще вспоминаю свой первый день участия в боевых действиях. Было это 22 июня 1941 года. Мне 18 лет , я курсант учебного взвода, осваивающий программу обучения командного состава. 28-й Краснознаменный полк, в котором я служил , прошел боевую выучку в войне с  Финляндией  и был расквартирован в Белоруссии. А спустя полгода нас перевели в мотомеханизированный полк 967-й части , которым командовал майор Карапетьян. Мы продолжали учебу в обстановке, максимально приближенной к боевой. 22 июня наш батальон выдвинулся в район боевых действий. По пути встречались советские бойцы, которые везли тяжелораненых в тыл. " Отомстите за нас, братцы" , – просили они. Но вскоре потери понес и наш батальон. Они были бы еще больше, если бы не поступила команда: отойти. На поле боя оставалось много убитых и раненых бойцов и командиров, санитары не успевали вывозить их в медсанбат. А ходить в атаку в этот день пришлось не раз. Я командовал отделением ротных минометов. Немцы вели себя сдержанно, однако пытались ввести нас в заблуждение , увлечь за собой в тыл. Преследуя противника, наступали по картофельному полю, укрыться было негде. И тут попали под кинжальный огонь – обстрел со всех сторон. Конечно,  погибло много наших бойцов. Потери многократно возросли, когда в бой вступили вражеские танки. Захлебнулась очередная наша атака. Когда мы собрались около наших оборонных укреплений, командиры провели перекличку оставшихся в живых  солдат и поставили новую боевую задачу. Теперь мы все понимали: враг опытен, хорошо вооружен и действовать нам надо было соответственно. Впереди нас ожидали десятки неравных боев, но , несмотря ни на что,  мужественно сражались за Отчизну комсомольцы и коммунисты, поднимая в атаку остальных.
 Вспоминает  участник боевых действий,
ветеран Великой Отечественной войны
Мищенко Федор Федорович

Сообщение о нападении Германии на Советский Союз ,о начале войны мне и моим друзьям рассказали люди,  которые шли со стороны железнодорожного вокзала , где был установлен репродуктор. Многие плакали, мужчины сразу шли к военкомату. Мы , мальчишки,  не поверили, бежали домой,  а дома уже голосили женщины: многие не понимали,  что же будет.  В полдень  на площади возле железнодорожного вокзала собрались жители города,  многие мужчины разного возраста  были с вещами, они готовы были  сразу записаться для отправки на фронт.

алось много убитых и раненых бойцов и командиров, санитары не успевали вывозить их в медсанбат. А ходить в атаку в этот день пришлось не раз. Я командовал отделением ротных минометов. Немцы вели себя сдержанно, однако пытались ввести нас в заблуждение , увлечь за собой в тыл. Преследуя противника, наступали по картофельному полю, укрыться было негде. И тут попали под кинжальный огонь – обстрел со всех сторон. Конечно,  погибло много наших бойцов. Потери многократно возросли, когда в бой вступили вражеские танки. Захлебнулась очередная наша атака. Когда мы собрались около наших оборонных укреплений, командиры провели перекличку оставшихся в живых  солдат и поставили новую боевую задачу. Теперь мы все понимали: враг опытен, хорошо вооружен и действовать нам надо было соответственно. Впереди нас ожидали десятки неравных боев, но , несмотря ни на что,  мужественно сражались за Отчизну комсомольцы и коммунисты, поднимая в атаку остальных.
 Вспоминают « дети войны» :
Крюкова Ирина Дмитриевна ,  ветеран педагогического труда,
почетный гражданин города Амвросиевка


Я хорошо помню день 22 июня 1941 года. Рано утром ,в шесть часов,  вся наша большая семья собралась за столом , чтобы позавтракать. Мы услышали во дворе какой-то шум, точнее крик: кричала женщина,  да не во дворе,  а возле двора: "Ой; сыночки; что же теперь будет?" Все выскочили на улицу,  а возле нее уже стали собираться люди. Война началась. Кто-то из сельчан подтвердил сказанное ею , ведь у многих были переносные радиоприемники,  и мы слушали радиообращения. Но все услышанное было передано по каналу Радио Свобода. Официального сообщения о начале войны еще не передали.  Сельчане стали собираться на площади в селе Васильевка  Амвросиевского района возле церкви,  так было всегда,  если происходило что-то важное или необходимо было передать какую – то новость. Людей собралось очень много,  почти все село,  люди стояли и ждали , что же скажет председатель. В этот момент по радио передали,  что началась война,  что немецкая авиация уже бомбила Киев. Все стояли в оцепенении,  но страха не было: все были уверены в нашей Красной армии,  в ее силе,  поэтому считали,  что Гитлер далеко не пройдет. Выступили перед сельчанами председатель,  коммунисты и сказали , что объявляется мобилизация. В этот же день началась запись добровольцев мужчин для отправки на фронт. Через несколько дней в селе  остались только женщины, старики и дети.
 Вспоминают « дети войны» :
 Алексей Иванович Канцидал, волонтер Амвросиевской районной организации ветеранов Великой Отечественной войны.

Так вышло, что о начале войны я узнал не в полдень,  как большинство моих соотечественников, а рано утром. Вместе с другом мы накануне установили на сельском пруду рыболовные снасти ( тогда я жил в Харьковской области). Лишь стало светать, отправились за уловом,  а возвращаясь,  встретили односельчанку,  у мужа которой был хороший радиоприемник. Она – то и сообщила о начале войны с Германией . Прибежал домой с криком:  « Война!».Но никто из старших мне не поверил,  решили , что это дурной слух. А через несколько часов последовало официальное сообщение.
 Вспоминал участник боевых действий,
ветеран Великой Отечественной войны
Андрей Васильевич Доценко

Так случилось, что 21 июня я приехал в Амвросиевку на проводы родственника в Красную  армию. Чрезвычайное сообщение о вероломном нападении гитлеровцев застало нас за праздничным столом. Я тотчас отправился по месту работы, а там явился в военкомат и ушел на фронт
Вспоминал участник боевых действий,
ветеран Великой Отечественной войны
Быценко Роман Федорович

В то воскресное утро я вместе с поселковой детворой купался в металлистовском пруду. Домой шли через вокзал. А там возле громкоговорителя собрались люди, слушавшие Молотова, который говорил о нападении на СССР фашистской Германии. Многие плакали. Заплакала и моя бабушка, когда я принес ей эту черную весть. Меня это удивило. Я еще не понимал, что на самом деле происходит, думал : ведь  граница далеко и нам нечего бояться. А в это время моего родного дядю , курсанта танкового училища,  эшелон уже увозил на фронт.

Вспоминает   участник боевых действий

ветеран Великой Отечественной войны
Зеленюк Сергей Антонович

В ночь с 21 на 22 июня я был дневальным в расположении дежурного по части. Дежурный куда - то ушел,  приказав в случае пожара бить тревогу. Погода стояла тихая. С японского берега доносились усиленные громкоговорителем звуки старинных вальсов « Амурские волны» и « На сопках Маньчжурии». Мне стало скучно. Я включил армейскую радиостанцию и вдруг услышал, как диктор на ломаном русском языке передает сообщение о том ,  что немецкие войска перешли границу Советского Союза,  а вражеская авиация бомбит наши города. Ошеломленный этим известием,  я тут же поднял тревогу.  Вся часть мигом оказалась на ногах,  построилась. Командир,  грозно нахмурившись, спросил, кто поднял тревогу и почему. Я доложил. Наш комиссар набросился на меня, назвал провокатором и потребовал отдать под суд  еще и за то , что я оставил свой пост. Суд вершила пресловутая « тройка».Приговорили к расстрелу. Но в последние минуты подоспел дежурный по части ,сообщивший, что меня вызывает командир. Когда я вошел к нему, то по глазам сразу понял, что был прав. Война действительно началась. А вскоре я получил звание сержанта.
 Вспоминает участник боевых действий,
ветеран Великой Отечественной войны
Косаченко Григорий Федотович

А 22 июня в Амвросиевке шел сильный ливень.  Как будто само небо плакало. А еще помню, что  в том году был невиданный урожай на зерновые и бахчевые культуры, сады ломились от фруктов. Старики говорили : " Не к добру это" , -  и качали головами. Так и вышло: почти все выращенное попало в руки оккупантов…
" Первый бой я принял в первый день войны…"
Вспоминал  участник боевых действий Михаил Демьянович Маруда

Когда началась война , я уже два месяца как служил в Белоруссии, неподалеку от западной границы . В нашем 16-м танковом полку было еще шесть моих земляков, призванных , как и я, в апреле 1941 года. Дислоцировались мы в Брестской крепости у города Пружаны, в военном городке Кошарка. К 22 июня часть полка была выведена на летние маневры в сторону границы. А нас в 2 часа ночи неожиданно подняли по тревоге и вывели на полигон. Выдали личное оружие, боекомплекты. Уже около 4-х часов утра со стороны Пружан, где находился военный аэродром, донеслись  разрывы- немцы начали бомбардировку.
              На легких танках Т-26 мы вскоре двинулись на запад , чтобы выполнить приказ, удержать врага. Уже рассвело,  и мы видели в небе только немецкие самолеты. Наши,  как я потом узнал, даже и не поднимались в воздух, говорили, не оказалось горючего, и самолеты сожгли прямо на аэродроме фашистские " асы". Как ни странно, но мы получили приказ не стрелять по вражеской авиации, чтобы, якобы, не обнаружить себя.
Но какое там "не обнаружить" , если немцы проносились над нами на бреющем полете, расстреливая и бомбя  все, что двигалось по земле. Сбить их, в принципе, не составляло труда. Один лейтенант нарушил приказ и сразил фашистов просто из винтовки. Мы проезжали мимо горящего немецкого самолета. Даже остановились посмотреть. А потом увидели отступающих солдат. У знакомых бойцов стал расспрашивать, не видали ли они моих земляков Завгороднего и Дегтярева. Они были выведены на маневры в первые часы войны. Ответ получил ошеломляющий: никого нет в живых. Долго выстоять против мощной техники наши Т- 26 с броней в 1 см и 45-миллиметровыми пушками не могли. Такая же судьба ждала нас. После нескольких часов боя остатки полка потеряли всю материальную часть . Загорелся и мой танк, в котором я был башенным стрелком. Спасаясь,  мы побежали к лесу. К ужасу происходящего добавилось то, что бегущих стал косить станковый пулемет " Максим",  из которого стрелял солдат в военной форме. Мне показалось, что это казах или киргиз. Кто это был – диверсант, заброшенный в тыл немцами, или просто сошел с ума – осталось неизвестно. Мне удалось добежать до укрытия, своих сослуживцев растерял, хотя по лесам скрывалось немало бойцов из других разбитых частей.
 Вспоминал  участник боевых действий , 
ветеран Великой Отечественной войны
Александр Исаевич Пушкарев.

22 июня нас, амвросиевских семиклассников , собрали в школе.   Директор М.П. Клименко и   другие учителя рассказали о нападении врага на нашу Родину, о том,  что каждый должен теперь внести свой вклад в оборону. Я пошел в ФЗО , приобрел буквально через месяц профессию токаря и  начал работать для победы. До середины октября мы , подростки , выполняли самые настоящие военные заказы: вытачивали гильзы для мин и бойки к ним. А потом над городом опустилась долгая ночь оккупации.