среда, 10 февраля 2016 г.

«Мой Донецкий край, моя жизнь…Моё сердце». в стихотворениях поэтов-земляков.

Владимир Зайцев
МОЁ ОТЕЧЕСТВО - ДОНБАСС! 

Запели над Донбассом соловьи,
Дохнули ветры запахом полынным.
Как объясненье вечное в любви
К степям твоим, просторным и былинным.

Донбасс – моё Отечество, Донбасс!
Тебя века на крепость испытали!
Ты мощь свою показывал не раз
Теплом угля, упругим блеском стали!

В краях других немало есть красот,
Но этот край из всех для нас дороже!
Мы из Донбасса, мы такой народ,
Который всё осилит и всё сможет!

Донбасс! Моё Отечество – Донбасс!
Могучий край родной моей державы!
В веках не оскудеет этот пласт
Рабочей Чести, Мужества и Славы!

«Мой Донецкий край, моя жизнь…Моё сердце».
в стихотворениях поэтов-земляков.
         С любви к своей земле, своему городу начинается большое чувство патриотизма. Изучая прошлое своего края, создавая музеи и экспозиции , краеведы обогащают и сохраняют национальные традиции. Эта работа воспитывает любовь к родному краю, формирует у молодого поколения чувство гордости за то, что наш край богат важными историческими личностями, а главное – работящими и талантливыми людьми .

3 марта отмечается Всемирный день писателей, мы предлагаем вспомнить наиболее громкие имена этих творцов, которые родились в нашем регионе или некоторое время жили здесь и создавали известные произведения.
         Конкурс чтецов, посвященный поэтам Донецкого края, прошел в Амвросиевской ОШ № 4 в рамках месячника патриотического воспитания. Под руководством учителей литературы Собчук Л.А., Сердюк Л.И., Широколав В.Г. обучающиеся 6-9 классов,   подготовили отрывки из прозаических произведений и стихотворения поэтов Донбасса.
Беспощадный,Костыря,Рыбалко,Пляцковский,Горбатов,Шутов…
А сколько гениальных строк было подписано этими именами! Откуда они брались эти сроки и куда уходят, оставляя след в наших душах? Это великая загадка, которую, однако, никто не хочет разгадывать - просто одни хотят писать стихи и прозу , а другие их читать и находить в них отклик своим чувствам.
Автор знаменитых строк «Донбасс никто не ставил на колени и никому поставить не дано» Павел Иванов (Беспощадный — псевдоним, ставший потом фамилией, — уж очень жёстко клеймил в стихотворениях буржуев) родился в Смоленской губернии. Потом семья перебралась в наш край. Выпустил сборники «Каменная книга», «Горный пламень», «Над шахтой летят журавли», «Шахтёрские поэмы», «Донецкие просторы»… Он очень помогал — как советом, так и делом — начинающим писателям. Именем  знаменитого земляка которого названы улицы в Горловке и Донецке.
         Енакиевец Михаил Пляцковский одно время трудился в местной заводской многотиражке «За металл». Описывал красоты родного края, романтизировал работу метзавода. И уже тогда, автор будущих шлягеров «Лада», «Крыша дома твоего», «Мамины глаза», «Через две зимы», пытался напевать свои стихотворения. Потом уехал покорять Москву. А покорил весь Союз.
         Иван Сергеевич Костыря  главные свои произведения создал на донецкой земле. Восемь лет он проработал в Горловке врачом — сначала педиатром, потом детским психиатром. Наконец, с головой ушёл в творчество. Он подарил нам «Сказку о солнечных братьях», «Как зверята ума набирались». И, конечно, — «Думы о Донбассе», где причудливо переплелись легенды, шахтёрские сказы, были, реальные факты. Именно Костыря был инициатором письма учёным, результатом которого стало присвоение малой планете №19916, открытой в 1976 году, имени Донбасс.
         Поэт и прозаик, защитник Ленинграда от оккупантов, а наших героев — от забвения, почётный гражданин Донецка. Всё это — Виктор Шутов. Он оставил нам богатое наследство: стихотворные сборники, романы, книги для детей, повести, очерки о Донецке. И, конечно, песни о нашем крае — «Шахтёрская лирическая», «Город синих терриконов», «Любимый Донбасс», «Саур- Могила». Благодаря его упорству, боевому характеру, жажде справедливости появились книги «Смерти смотрели в лицо», «Рядовые подполья» и другие, открывающие правду о деятельности донецких подпольщиков в годы оккупации. Именем Шутова названа улица в Донецке  а также литературная премия.
         Фронтовик, получивший три ордена Красной Звезды и потерявший зрение после ранения в феврале 45-го на Одерском плацдарме – Николай Рыбалко.Начиная с 50-х годов, он издал 25 сборников поэзии, став в 1968-м лауреатом республиканской комсомольской премии им. Николая Островского (за «Дорогу на высоту»), а в 1985-м — лауреатом госпремии Украины им. Шевченко (за книгу «Незакатная звезда»). Название одного из сборников — «Глазами сердца» — объясняет, почему поэзия Николая Александровича была так популярна (письма ему шли со всех уголков СССР). Песня Александра Билаша на стихи Рыбалко «Я жил в такие времена» стала лауреатом всесоюзного телеконкурса «Песня-75
         Есть у нас и творцы параллельных реальностей да иных миров. Дончанин Фёдор Березин, служивший офицером- ракетчиком в Казахстане, а затем на Дальнем Востоке, уволившись в запас в звании капитана, вернулся в родной город. Был предпринимателем, проходчиком. А 15 лет назад занялся писательством. Да не шутейно — в 2001-м он основал в столице края клуб любителей фантастики «Странник», а также взял первое место на международном фестивале фантастики «Звёздный мост» в номинации «Лучший дебют» (за роман «Пепел»). Свой жанр Березин определяет как «фантастико-философский технотриллер». Его книги печатают московские издательства.
Жюри определило победителей конкурса:
1 место Ткаченко Елизавета 8 класс,
 2 место Житенко Андрей 9 класс, Савич Елизавета 8 класс
3 место Сафощкин Констангтин 6 класс, Тютюнникова Дарья 8 класс, Кривокосенко Александр 7 класс
Лауреатами конкурса стали: Широколав Алина, Кветкина Екатерина, Линкина Екатерина, Решетов Алексей, Побокин Дмитрий, Стецура Олег, Горшунова Анастасия, Ряполова Анастасия
Отчий край, сторона родная, земля нареченная Донбассом, из самой глубокой глубины сердца добываю самые сокровенные слова признания в любви к тебе. Но какой бы магической силой не обладало слово с прадавних ветхозаветных библейских времен, каких красок, звуков и энергии не несло бы оно в себе на протяжении многих и многих тысячелетий человеческой истории, все равно, боюсь, не способно в полной мере выразить всю проникновенность сыновнего чувства. Ведь образ Донбасса настолько многолик, многомерен и многокрасочен, настолько величествен, что и впрямь не просто воздать ему должное обыденными словами.
                                                    
 Отцу моему - Донбассу

Беспощадный П.
Ты мой шумный,
Ты мой дымный,
Я тебе слагаю гимны.
Ты — простор мой,
Мне открытый,
Ты мой самый знаменитый.
Рубишь уголь,
Стали варишь,
Ты — мой преданный товарищ.
Пары справа,
Слева пары,
По продольной светят фары.
Ты мой смелый,
Ты мой храбрый,
Ты фашиста взял за жабры:
Он не крикнет,
Он не пикнет,
Он разбойничать отвыкнет!
Ты мой дружный,
Ты мой дымный,
Я тебе слагаю гимны.
Ты — простор мой,
Мне открытый,
Ты — отец мой знаменитый.

Шутов В.
Не за морями-океанами -
Передо мной мой шар земной,
С его судьбы меридианами,
С его рабочей широтой.
Мой шар земной - планета малая,
Отцовский край - родной Донбасс
С его делами небывалыми,
С его житьем - не на показ.
В ладу с вселенскими законами,
Не нарушая ход планет,
Мой край, вздымаясь терриконами,
Берет из недр тепло и свет.